Дудкина Наталья Николаевна 

воспитатель МБДОУ "Детский сад " Колокольчик "

Добро пожаловать!

Среда, 15.05.2024, 16:44

Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Методическая копилка

Инклюзия на занятиях по развитию речи

Дудкина Наталья Николаевна, Мищенко Любовь Николаевна

АНО ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»

ИНКЛЮЗИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

 

В детском саду речевое развитие ребенка начинается с первых слов и заканчивается формированием связной речи, когда у ребенка сформировано умение грамматически правильно и свободно выражать свои мысли.

Для младших дошкольников принятие названия предметов, непосредственно связаны  с  тем, что ребенок должен видеть данный предмет. Слово закрепляется сенсорным путем. То есть речь ребенка развивается наглядно-действенным путем.

В настоящее время увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, которое влияет на развитие умственных способностей,  снижается устойчивость внимания, вербальная память. Дошкольники, имеющие проблемы в речевом развитии, отличаются от сверстников низкой мотивацией и познавательной активностью.

Дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения. Задача педагога  улучшить разборчивость речи дошкольника, что бы обеспечить ребенку наибольшее понимание его речи окружающими. Необходимо научить детей связно, последовательно излагать свои мысли.

Для того, чтобы развивать успешную личность, необходимо создавать условия, способствующие переживанию ситуации успеха. Когда ребенок будет испытывать радость при совпадении ожидаемого и достигнутого.

 

      В нашей группе много детей с речевыми нарушениями разной степени сложности. Такие дети попадают в категорию детей с ОВЗ, и инклюзивный подход к образованию совершенно правомерен.

Существует большая группа детей с не грубыми нарушениями речи, например, нарушение произношения некоторых звуков, когда неправильно произносятся или отсутствуют 1-2 звука.

Тем не менее, это становится проблемой для таких детей и препятствует комфортному их включению в социум, в нашем случае, в детский коллектив. Поэтому проблема инклюзии для таких детей актуальна.

Рассмотрим некоторые аспекты инклюзивного подхода в применении к развитию дошкольников с нарушениями речи, а также возможные формы его реализации в условиях массовой группы детского сада.

Как известно, у многих людей с речевыми нарушениями, часто возникают нарушения эмоционально-волевой сферы - эмоциональная лабильность, когда в новой, необычной для ребенка ситуации возникает некоторое блокирование психических функций и волевых действий. В результате ребенок не отвечает на вопрос. Даже, если знает на него ответ, испытывает трудности с публичными выступлениями во время детских утренников, т.е. демонстрирует более низкий уровень развития, чем он есть на самом деле. И это заставляет искать подходы к таким детям.

Поскольку эти дети находятся в массовых группах, то они кажутся заведомо включенными в процесс инклюзивного образования. Но явно недостаточно простого механического включения детей с нарушениями в группу наряду с детьми без нарушений. Необходимо целенаправленное воздействие на каждого ребенка отдельно. важным является взаимодействие в образовательном процессе специалистов: музыкальных работников, инструкторов по физической культуре, воспитателей, учителей-логопедов, психологов. Инклюзивный подход предполагает и более эффективное сотрудничество с родителями детей.

Одной из форм реализации инклюзивного подхода могут быть и совместные занятия детей с нарушениями и детей без нарушений. Интересными получаются занятия по развитию интонационной выразительности речи, ведь, у детей с нарушениями речи наблюдается и бедность интонационной стороны речи. Такие занятия крайне важны и с точки зрения развития у детей коммуникативных навыков, предполагающих взаимодействие, доброе отношение друг к другу.

Стараемся проводить такие занятия в нашей группе. Весной к нам приезжали студенты педагогического колледжа. Совместно с ними провели занятие по развитию интонационной выразительности речи при знакомстве с белорусской сказкой "Пых". Это положительный опыт для наших детей. Театрализованная деятельность также является одной из форм арт-терапевтических технологий, для многих детей - это как раз та деятельность, в процессе которой они получают новые навыки в области сценической речи, учатся постепенно преодолевать себя.

Так же эффективным методом для развития речи является мнемотехника. Мнемотаблицы служат для обогащения словарного запаса, развитию связной речи при составлении описательных рассказов и пересказов. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, то есть ребенок учится последовательно и логично выстраивать свои действия. Мнемотехника позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, а также воспроизводить ее.

 

       Таким образом, организация совместной работы детей с нарушениями речи и без них, позволяет в условиях массовой группы детского сада создать психологически комфортную обстановку, в которой каждый ребенок имеет возможность преодолевать имеющиеся у него проблемы и проявить свои способности.

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Наталья (21.04.2020)
Просмотров: 104 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: